О художнике - певце природы Севера

15.02.2016

18 февраля В Постоянном  представительстве РС(Я) при Президенте РФ откроется персональная выставка члена Союза художников России Станислава Лисенкова «Якутия- любовь моя».

Станислав Лисенков всегда помнил не только о природе, которую рисовал каждую свободную минуту, но и о людях, с которыми работал. Уйдет с мольбертом, но обязательно возьмет с собой ружьё или удочку. И часто возвращается в лагерь не только с этюдами, но и с другой более приятной для нас добычей – рыбой или дичью. Порой возвращаешься в лагерь и видишь такую картину: Лисенков пишет, а на мольберте у него лежит готовое ружьё. Или приходит он усталый из маршрута и говорит мне: "Раскочегарь огонь – а то надоело ребятам суп есть, я сейчас им оленью ногу в тесте запеку. При любых обстоятельствах, в самых тяжёлых условиях Станислав Лисенков был внимателен и доброжелателен к окружающим людям, и за свою природную интеллигентность получил от них шутливое прозвище – Граф".

Но главное в художнике Лисенкове, конечно, не его коммуникабельность, а его творчество. Он удивительно точно передаёт низкое небо Заполярья, мерцание белых ночей полярного дня. На его картинах осязаемо ощущается искрящийся под солнцем снег заполярного мая, открывшееся бурное половодье могучих рек. А если постоять около полотна подольше, то кажется, что слышится крик усталых гусей, спешащих к гнездовьям.Когда любуешься пейзажами художника, то убеждаешься, что он сумел талантливо отразить на полотнах любовь, тягу к такой суровой природе Севера. Именно природа одухотворяла его творчество и сделала его картины понятными не только, побывавшим в этих суровых местах людям, но и всем тем, кто неравнодушен к красоте неповторимого северного края. Об удивительном воздействии таланта Лисенкова поведал один из геологов, работавших вместе с ним в Якутии: "Я хочу рассказать о понимании Лисенковым глубины российской природы. Его я не встречал в картинах у других,партиями, чтобы успеть увидеть и запечатлеть "глухие", еще незатронутые уголки Севера. В экспедициях, проводимых "Аэрогеологией",

Лисенкову приходилось работать полевым рабочим – отбирать пробы, промывать шлиха, доводилось быть и поваром. Как и полагается полевому рабочему, он ходил в маршруты с геологом и нес за ним отобранные образцы. К концу маршрута рюкзак имел уже ощутимый вес, и живописец порой еле ноги тащил. И лишь вернувшись из многокилометрового маршрута, да в редкие камеральные или дождливые дни он мог писать свои этюды. Зато как только у Лисенкова выпадала хоть минута свободного времени, он сразу же брал этюдник и отправлялся писать. Из каждой северной экспедиции Станислав Сергеевич привозил более сотни зарисовок и этюдов, которые потом перерастали в завораживающи е людей картины.

Казалось бы, при такой нагрузке у Лисенкова совсем не было времени для общения с окружающими его людьми. Но геологи его любили. "Это открытый человек, очень цельная натура, – вспоминает Андрей Андреев, геолог, несколько "Полевиком" Станислав Сергеевич стал случайно. Как_то раз он поехал смотреть Чукотку, пробыл там почти полгода, и, вернувшись, непрерывно рассказывал своим друзьям о необыкновенных красотах, которые увидел на самом краю земли. Но ездить в такую даль было очень дорого, а лет тридцать назад просто невозможно. Ведь чукотский Север считался пограничной зоной, и для пребывания там требовалось специальное разрешение. Но Станислав Лисенков быстро нашел выход. Однажды на улице он увидел на одном из зданий название организации – "Аэрогеология". Слово это художнику понравилось, и он первый раз поехал с геологами на Таймыр. Так он стал полевым рабочим в геологических отрядах "Аэрогеологии", организующей работы практически во всех уголках огромной страны – СССР. Вместе с геологами Лисенков почти сорок раз выезжал в самые глухие уголки российского севера и побывал на Таймыре, в Коми, в Красноярском крае, в Якутии, на Колыме, на Чукотке и на Камчатке. Картины Лисенкова нельзя спутать с картинами других художников. Это художник, как говорят, Божьей милостью. У него не выученный, а природный талант. Правда, кисть не давала ему возможность вложить в свое письмо присущую ему энергию. Вот мастер и использовал необычную технику письма: работал не кистью, амастихином – лопаткой, которой обычно только наносится краска на картину. Лисенков – это лиричный певец природы Севера. Но если внимательно присмотреться к его картинам, то чувствуешь, что они не только воспевают красоту Севера. В каждый из них есть тревога. Из разговоров с художником понимаешь, что он болезненно переживал планомерное уничтожение этой красоты людьми. Человек все шире и шире распространяется по Земле и с каждым своим шагом губит природу. Поэтому, наверное, Лисенков и ездил с геологическими партиями.

 Пресс-служба Постпредства РС(Я)

Комментарии (0)

Написать комментарий

, чтобы написать комментарий.



Наши контакты

Адрес:

107078, г. Москва,
Мясницкий проезд, д. 3/26,
стр. 1, каб. 611

Телефон:

Председатель Совета:
+ 7 (495) 625-52-21

Факс:
+7 (495) 628-42-21

2012 — «Якутское землячество»