Московские гастроли Саха тетра завершились премьерой «Мамаша Кураж»
13 ноября в Малом театре Москвы прошел заключительный спектакль Евразийского гастрольного турне Саха академического театра Якутии им.П.Ойунского. Москва увидела премьеру спектакля «Мамаша Кураж и ее дети» по пьесе немецкого драматурга, отца «эпического театра» Бертольта Брехта в постановке Народного артиста России и художественного руководителя Сахатеатра Андрея Борисова.
Европейский Брехт – веяние не новое для якутского театрального искусства. Еще в 80-х годах Андрей Борисов поставил спектакль «Добрый человек из Сычуани», которым заложил художественную основу для становления своего лирико-эпического театра. Сегодня повторное обращение режиссера к драматургии Брехта вызвано потребности времени, в котором война уже становится частью реальности.
«У Сахатеатра замечательная традиция – выпускать для гастролей новые спектакли. Так, на этот раз у нас две таких постановки: по произведению Народного писателя Якутии Николая Лугинова «Хуннские повести» и сегодняшняя премьера «Мамаша Кураж», - рассказал зрителям режиссер постановки Андрей Борисов. Также он обозначил связующую нить между спектаклями 30-летней давности и премьеры: Народная артистка России и Якутии Степанида Борисова – исполнительница главной роли как в «Добром человеке из Сычуани», так и «Мамаше Кураж».
Действие пьесы Бертольта Брехт в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети» разворачивается во времена Тридцатилетней войны — военного конфликта за гегемонию в Священной Римской империи и Европе в 1618-1648гг. Вначале спектакля мамаша Кураж уверена в себе и полна сил. Её занятие – продавать солдатам всё, что им необходимо: от выпивки до боеприпасов. Кураж помогают её дети: сыновья Эйлиф и Швейцеркас и дочь Катрин. Постепенно героиня теряет всё: её сыновья становятся солдатами и погибают, дочь убивают, когда она старалась разбудить жителей города Галле, которым угрожало нападение войска католиков. В конце пьесы мы видим мамашу Кураж нищей и обессилевшей. Но она снова впрягается в свой фургон, в котором уже почти ничего не осталось, чтобы вновь тащиться за армией.
Роль Мамаши Кураж исполнила Народная артистка России и Якутии Степанида Борисова, ее детей сыграли: Айталина Лавернова (Катрин), Геннадий Турантаев (Эйлиф), Айсен Лугинов (Швейцарец); вербовщиков – Заслуженный артист Якутии Иннокентий Луковцев и Роман Дорофеев. В роли повара – Заслуженный артист России и Народный артист Якутии Ефим Степанов. Роль полкового священника отведена Заслуженному артисту Якутии Иннокентию Дакаярову, командующего – Заслуженному артисту Якутии Айаалу Аммосову. Роль Иветты Потье в премьерном спектакле исполнила Жанна Ксенофонтова.
Наталья Старосельская, известный российский театральный критик, шеф-редактор журнала «Страстной бульвар» и главный редактор журнала «Иные берега»: «Потрясена в очередной раз Степанидой, она без преувеличения актриса мирового уровня, которая сочетает в себе лучшие черты русского, европейского, восточного театров, театра Олонхо. Бывает, что большая актриса подавляет остальных на сцене. Этого не произошло ни секунды, весь актерский состав прожил спектакль вместе. Ваш театр дарит такое счастье! Через этот национальный театр чувствуются сильные национальные корни, и почему-то приходишь к мысли, что у нас у всех – одни корни, что совершенно все равно кто на каком языке говорит. Спектакль сложный, еще совсем юный, только что родившийся, но я уверена, что он станет мощнейшим в репертуаре Сахатеатра. Меня до глубины души поразила сцена, на первый взгляд простая, но глубоко психологическая ,– когда в финале Мамаша Кураж останавливается, и за ней проходят тени ее детей. Это гениальная находка Борисова. После показа и страшно, и мерзко – ведь и сегодня мы знаем что такое война, к сожалению. Спектакль напоминает нам о войне, он звучит в наших головах сигналом тревоги. Борисов очень точно вошел в эстетику Брехта».
Наталья Макирова, доцент Школы-студии МХАТ, заведующая Музеем-квартирой Мейерхольда: «Зная предысторию сегодняшнего спектакля, скажу, что это - подвиг. Подвиг актерский, подвиг режиссерский и подвиг художника, которые за рекордно короткие сроки «родили» для нас спектакль. Есть такое выражение – «Произведение лучше творцов никто не знает», считаю, что актеры чувствуют – созревшая «Мамаша Кураж» способна открыть в них новые стороны их таланта, а театру – серьезную заявку на интересный репертуар».
Елена Покорская, театральный критик, эксперт Национальной театральной премии России «Золотая маска»: «Мы с Сахатеатром дружим давно, очень хорошо знаю и историю театра, и его труппу, знакома хорошо и с режиссерами, их творчеством. Якутяне молодцы, что дарите своему театру возможность выезжать за пределы республики и возможность быть оцененными зрителями других регионов, стран. Это крайне важно для развития театрального искусства в целом, также отдельно взятого театра. У вас очень смелая и отважная труппа, способная делать спектакли в процессе гастролей. Считаю, что у спектакля будет прекрасная судьба»
Алексей Медведев, известный российский кинокритик: «Впервые пришел на спектакль якутского театра, впечатление приятно неожиданное. Во-первых, выделил бы живой звучащий якутский язык, который обладает своей уникальной энергией, помимо актеров, язык тоже заряжает спектакль. Во-вторых, подчеркиваю оригинальность сочетания классического репертуара с национальным колоритом и экзотикой».
Лилия Анисимова, программный директор русскоязычного телеканала в Германии: «Специально пришла в Малый на гастроли Сахатеатра, слежу за ним довольно давно. Зная высочайший уровень труппы, посетила все 3 спектакля за эти дни. «Желанный берег» выворачивает всю душу наизнанку, мне кажется это тот самый спектакль, в котором отточено до совершенства все: от жестов до взглядов. А после «Мамаши Кураж» мне стало жутко от того, что тема спектакля еще не устарела. Декорации к спектаклю сделаны гениально, меня поразили небоскребы из бочек. Огромное спасибо Правительству Якутии, Министерству культуры Якутии за то, что подарили нам незабываемые и долгожданные встречи с нашим любимым Сахатеатром».
Валерий Белькович, актер, режиссер, Народный артист России, художественный руководитель и главный режиссёр Московского театра на Юго-Западе : «Я сегодня был поражен актерским ансамблем. Ансамбль – это самое главное и важное в театре. В «Мамаше Кураж» есть выдающаяся актриса в главной роли, и ансамбль не выбивается от общей колеи, ансамбль работает. В свете сегодняшних событий на Донбассе, Сирии Бертольд Брехт актуален как никогда. Скажу вам еще одно - режиссер сразу видит работу другого режиссера: что плохо, что хорошо, что получилось, а над чем следует поработать. Премьерный спектакль Сахатеатра сделан очень талантливо, я горжусь, что учился с Андреем Борисовым в ГИТИС-е».
Напомним, что в рамках гастрольного Евразийского тура в Москве, помимо драмы «Мамаша Кураж и ее дети» Сахатеатр дал спектакли «ТииТ» и «Жкланный голубой берег мой».
Комментарии (0)
Написать комментарий
, чтобы написать комментарий.