Небесный покровитель православной Америки и Сибири
Это материал был опубликован на сайте ИА "СахаНьюс" 16 мая 2017 г.
В этом году весь православный мир готовится к знаменательному событию — 220-летию со дня рождения и 40-летию прославления в лике святых Святителя Иннокентия Московского, просветителя Америки и Сибири.
В одном из крупнейших российских издательств «Вече» готовится к выходу в свет пьеса писателя Алексея Черткова «Благовестие апостола Иннокентия», над которой автор работал несколько лет.
Наш корреспондент попросил рассказать А.Черткова о своем произведении.
- Что побудило вас к созданию пьесы на православную тематику?
- Прежде всего – многогранность личности и масштабы миссионерской деятельности святителя Иннокентия, распространившиеся на народы Аляски и Чукотки, Алеутские, Командорские и Курильские острова, Камчатки, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Немаловажным фактором стало и то, что имя святителя Иннокентия навсегда связано с таким важным историческим явлением как «Русская Америка». Именно благодаря апостольскому подвигу святителя Иннокентия, возглавляемой им духовной миссии, а также предшественников и последователей люди на Аляске и поныне знают русский язык, исповедуют православие. Об этом не так давно поведал американский исследователь Джеффри Макдональд, преподававший в семинарии на острове Кадьяк (Аляска): «Сами местные жители твердо держатся православия и не хотят от него отступать… До сих пор еще остается много людей, которые говорят на русском языке. И славянский язык используется на богослужениях по всей Аляске».
Мне было крайне интересно изучить и понять феномен миссионерских деяний святителя Иннокентия, передать свои ощущения современным читателям.
- Как можно по прошествии времени оценить масштабы деятельности этого православного святого?
- Святителя Иннокентия (Вениаминов) по праву называют небесным покровителем православной Америки и Сибири. Благодаря своему миссионерскому подвигу, богословским и научным трудам имя апостола-просветителя занимает особое место в мировой и отечественной истории. Его участие в государственных делах способствовало подписанию в 1858 г. исторического Айгунского мирного договора между Россией и цинским Китаем, установившим русско-китайскую границу; развитию русских колоний в Северной Америке вплоть до продажи Аляски в 1867 г. Святитель Иннокентий был первым епископом Камчатской, Курильской и Алеутской епархии (1840 г.), а затем и Якутской области (1852 г.), стал организатором Православного миссионерского общества (1870 г.), Православной миссии в Японии, исходатайствовал перед Синодом повсеместное празднование памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Святитель Иннокентий составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Благодаря организаторским и научным трудам святителя в 1859 г. впервые услышал Слово Божие на богослужении, состоявшемся на родном языке, народ саха.
Мне импонируют слова святителя Иннокентия: «Яко мы сыны Церкви и сыны России».
- Какие труды святителя наиболее почитаемы и почему?
- Актуальность произведений просветителя не устаревает и по прошествии времени. Активно используется и цитируется в православной литературе в наши дни сочинение апостола Америки и Сибири «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращённых в христианскую веру». Другое произведение святителя Иннокентия «Указание пути в Царство Небесное» (1833 г.) было переведено на многие языки народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Оно является непревзойденным по ясности изложения христианских заповедей богословским сочинением.
Свои этнологические наблюдения о народах с Алеутских островов, «лежащих на рубеже Тихого и Берингова морей», святитель Иннокентий обобщил в трехтомном сборнике «Записки об островах Уналашкинского отдела» (1840). Этот труд получил высокую оценку ученых и был удостоен Демидовской премии. В своих трудах и письмах апостол-миссионер предстает как государственный деятель, радеющий за свою паству, местные народы, заботящийся об экономическом обустройстве переселенцев, укреплении границ России на Тихоокеанском побережье Северной Америки.
- Чем отличается ваша пьеса от других произведений о святителе?
- Если в прозаической форме пьесы о святителе Иннокентии известны театралам, то пьеса о нем в стихах написана впервые. Предлагаемый мной формат произведения отличается особой эмоциональностью по эффекту воздействия на читателя, а впоследствии, надеюсь, и зрителя, так как создан высоким поэтическим слогом, основанным на богословских традициях.
Михаил Шаньков. Крестный ход святителя Иннокентия Вениаминова. Анкоридж (Аляска), 2010.
Действия пьесы «Благовестие апостола Иннокентия» происходят не только на Аляске, но и в Сибири, Якутске, Петропавловске, Благовещенске, Москве. Излагаемые события сопровождаются величественной классической музыкой и церковными песнопениями. В работе над произведением я опирался на первоисточники – прижизненные издания трудов апостола-миссионера, а также на его сочинения и письма в 7-ми томах «Святитель Иннокентий Московский, просветитель Америки и Сибири», увидевшие свет в 2012 году. Пьеса написана на документальной основе, подлинных событиях жизни православного святого.
В работе над стихосложением пьесы я использовал языковые обороты, свойственные для середины XIX в. Данная работа была благожелательно принята российскими литераторами и специалистами-историками, занимающимися изучением наследия святителя Иннокентия Московского.
Выражаю особую благодарность митрополиту Барнаульскому и Алтайскому Сергию, архиепископу Якутскому и Ленскому Роману за благословение моего труда о почитаемом православном святом. Пьеса получила одобрение потомка святителя, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института российской истории РАН И.А.Курляндского.
Пусть помогают нам эти слова из «Духовного завещания» святителя Иннокентия: «От Господа исправляются стопы человека, и все мы служим орудиями Благодати Божией. Мы верим, что слова Христа Спасителя обращены к каждому человеку, вне зависимости от того, где он живет и к какой национальности, какому народу принадлежит. Его слова об одном — о царствии Небесном, о покаянии и пути в это царство».
Комментарии (0)
Написать комментарий
, чтобы написать комментарий.