Ушел из жизни Борис Александрович Медведев
25 ноября 2017 года после продолжительной болезни скончался ветеран ВОВ, ветеран труда, Заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия), Почетный гидроэнергетик РАО «ЕЭС» Медведев Борис Александрович.
Борис Александрович родился 22 июня 1927 года в г. Тамбове.
Это удивительный человек, совершенно уникальный, – так говорят о Борисе Александровиче коллеги, родные, друзья. И ничуть не преувеличивают. Он построил Иркутскую ГЭС, Каскад Вилюйских ГЭС (Вилюйские ¬ГЭС-1 и ¬ГЭС-2), был советником на строительстве ГЭС в Анголе, десять лет работал в «Институте Гидропроект».
Борис Медведев поступил на гидротехнический факультет Московского энергетического института за год до окончания войны. Он учился добросовестно, он впитывал знания как губка. Ему все было интересно, а интереснее всего – придумать, как сделать еще лучше. К любому заданию он подходил творчески. Эта изобретательность впоследствии принесла много пользы отечественной гидроэнергетике. После окончания института был распределен на строительство Иркутской ГЭС.
Здесь он прошел путь от мастера до главного инженера управления механизации СМУ «Ангара¬ГЭСстой» (кстати, первого в Советском Союзе) и зарекомендовал себя мастером нестандартных решений. Пример монтажа мостовых кранов Иркутской ГЭС уже стал хрестоматийным. Первые два агрегата станции должны были пустить в 1956 году. Для сборки машин требовалось смонтировать мостовые краны, а чтобы доставить к месту монтажа самые тяжелые их детали (полумосты весом 47 тонн), требовался пандус. Однако на месте будущего пандуса проходила единственная железная дорога, соединяющая Восточную Сибирь и Дальний Восток с остальной частью страны. Убрать ее обещали только в ноябре, и было ясно – сроки пусков срываются. Тогда ему пришла в голову идея использовать шагающие экскаваторы, в итоге все удалось, и агрегаты были пущены вовремя.
Самая яркая и значимая страница трудовой биографии Медведева – Каскад Вилюйских ГЭС. Именно эти станции, по собственному признанию гидроэнергетика, стали делом жизни и любимым детищем. Потому что, это был самый сложный проект, – рассказывал ¬Борис Александрович: «У нас не было буквально ничего – ни опыта подобного строительства на вечной мерзлоте, ни сколько-нибудь серьезных изысканий, ни ресурсов. Было лишь задание партии и правительства – пустить ГЭС в кратчайшие сроки».
С 1954 по 1957 год в Якутии было открыто несколько алмазоносных коренных месторождений – трубок, в том числе и трубка «Мир». ЦК партии и Совет Министров СССР приняли решение об освоении этих месторождений. Понятно, что для их разработки и промышленного производства нужна была дешевая электроэнергия. При обсуждении различных вариантов генерации было принято решение строить гидроэлектростанции на реке Вилюй. Решение о строительстве Вилюйской ГЭС Министерство строительства электростанций СССР приняло 29 августа 1958 года. Вот как описывал свою первую встречу с поселком Мирный в книге «Вилюйские ГЭС – дело жизни»: ¬«… нас везут самолетом АН-2 вместе с бочками с дизельным топливом для электростанций поселка Мирный. Иного способа добраться нет, т. к. ни сухопутной, ни водной дороги не существует. Полтора часа, и мы в Мирном. Нас гостеприимно встречает сам Виктор ¬Илларионович Тихонов. Рассказываем о себе, целях и задачах. Просим доставить нас поближе к намеченной площадке ГЭС… Тихонов познакомил нас с проблемами треста, в т. ч. энергетики, показал нам алмазы, дал команду отправить нас на косу р. Малая Ботуобуя на следующий день самолетом, который привезет бочки с топливом… Началась наша жизнь при коммунизме, без денег, с чудеснейшей экологией, при великолепном питании – свежайшая и вкуснейшая рыба, грибы, утятина, ягоды, великолепный хлеб и т. д. Интереснейшая работа – изучение материалов изыскателей и обстановки…»
Основной проблемой для разворота строительства объектов алмазо-добывающей промышленности и Вилюйской ГЭС стала транспортная доступность, вернее – недоступность. Железная дорога в тех краях доходит только до речного порта Осетрово, находящегося в верхнем течении реки Лена, неподалеку от городка Усть-Кут. В порту грузы перегружаются на речной транспорт и 1200 км вниз по реке Лене следуют до поселка Мухтуя (в настоящее время здесь построен г. Ленск, являющийся входными воротами снабжения всей Западной Якутии с ее алмазной промышленностью). Из Мухтуи грузы доставлялись по «зимникам». Круглогодичных дорог тогда еще не было.
И здесь Медведев вновь решает нестандартные задачи. Например, обеспечивает алмазодобытчиков электроэнергией, не дожидаясь завершения строительства Вилюйской ГЭС-1. Для этого он предложил закупить энергопоезда (дизель-генераторы большой мощности, смонтированные на железнодорожных шасси). Оборудование было доставлено в Мухтую, собрано и запущено. Параллельно предстояло строительство высоковольтных линий электропередачи (ЛЭП) от Мухтуи до Мирного и далее – до створа Вилюйской ГЭС, за которое отвечал лично Медведев. Возникла, казалось бы, нерешаемая проблема: из чего делать опоры? Ведь хладостойкой стали, способной выдержать сверхнизкие северные температуры, тогда не хватало, да и изготавливать опоры требовалось в заводских условиях. Прибавьте к этому доставку к месту монтажа – и опоры по стоимо¬сти выходили «золотыми». Зато был «подручный» материал – особо прочная местная лиственница. Для строительства древесину заготавливали зимой (по строительной терминологии она называется гидролес). Из него и начали делать опоры, первые из которых смонтировали уже в июне 1959 года. И таких примеров десятки. Вообще, вспоминал Борис Александрович, поселок Чернышевский, возникший на месте стройки, был самым новаторским. Именно здесь появилась первая в Якутии канализация. Это несомненное благо цивилизации вскоре обрела и столица республики. Так что Вилюйские ГЭС были в прямом смысле слова полигоном самых нестандартных инженерных решений, автором большинства из которых являлся Медведев. Но самое главное то, что первый ток ГЭС, построенные на вечной мерзлоте, дали через шесть лет после начала работ на створе (к слову, такими темпами сегодня не может похвастаться ни одна стройка)!
Пуск первого агрегата Вилюйской ГЭС состоялся в октябре 1967 года. Этому предшествовали годы упорной борьбы тысяч людей с природной стихией, их героический труд. В 1966 году Борис Медведев был назначен руководителем Дирекции строящейся ГЭС. В торжественный момент пуска станции символический ключ был вручен ему. Директором Вилюйских ГЭС Борис Александрович проработал 16 долгих лет. За эти годы сложился профессиональный сплоченный коллектив, который прошел через трудности первых лет эксплуатации станции. Нередкими были неожиданные поломки и аварии, отключения и чрезвычайные ситуации. И только самоотверженность, мужество и смекалка работников тех лет спасали Западную Якутию от возможных кризисов. Опыт первых поколений энергетиков лег в основу той четкой, выверенной системы эксплуатации, которая действует в настоящее время. В 1983 году завершился северный период в жизни Бориса Медведева. Дальше были Ангола и московский институт «Гидропроект», но душой Бориса Александровича был Вилюй. Он часто звонил на ГЭС, интересовался жизнью станции, настроением коллектива, давал советы в связи с теми или иными проблемами, не давя при этом своим авторитетом, не навязывая своей точки зрения. В ответ и работники Каскада Вилюйских ГЭС относились к Борису Александровичу с большим уважением. Он был почетным гостем всех крупных торжественных мероприятий. В последний раз Медведев выезжал в 2007 году на 40-летие пуска первого агрегата, и тогда же состоялась презентация его книги «Вилюйские ГЭС – дело жизни». Воспоминания автора и тех, кто причастен к рождению Вилюйских ГЭС - изыскателей, проектировщиков, строителей и эксплуатационников – пролетают перед глазами читателя, как яркие кадры старого доброго советского фильма.
Многолетний добросовестный труд Бориса Александровича Медведева отмечен высокими правительственными наградами. Указом Президиума Верховного совета СССР от 12 марта 1971 года он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 8 сентября 2004 года на торжествах, посвященных пуску первого агрегата Светлинской ГЭС, был вручен Знак отличия Республики Саха (Якутия) «Гражданская доблесть».
Борис Александрович Медведев является почетным гидроэнергетиком РАО «ЕЭС России» и почетным гражданином города Мирного.
Совет Якутского землячества выражает глубокое соболезнование родным и близким.
Прощание с Медведевым Б.А. состоится 28 ноября в траурном зале Николо-Архангельского кладбища.
Комментарии (0)
Написать комментарий
, чтобы написать комментарий.