50 лет БАМу
Навсегда останется в памяти у каждого, кто был приглашен и принял участие 23 апреля 2924 года на торжественном вечере в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали.
БАМ, как связующее звено, проходит по территории Амурской и Иркутской областей, Забайкальского и Хабаровского краев, Бурятии и Якутии. Первоначально строительство магистрали начиналось в конце 1930-х годов, но основные работы были развернуты в 1974 году, когда на XVII съезде ВЛКСМ БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
На праздничном вечере собрались представители всех республик, краев, областей Советского Союза, герои строительства магистрали. Ведь БАМ был действительно общенародным, всесоюзным проектом, над его объектами шефствовали коллективы сотен предприятий, научно-исследовательских институтов, проектных организаций из всех республик Советского Союза. Кроме того, по призыву комсомола в строительстве участвовали сотни студенческих строительных отрядов, включая сформированные из Белоруссии, Грузии, Украины, Киргизии и др.
Значение БАМа огромно, оно дало начало широкомасштабному хозяйственному освоению Дальнего Востока и Севера России, созданию прочных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, развитию экономики Сахалина, Курильских островов.
Вечер открыл Президент страны В.В.Путин. Он отметил, что БАМ – легендарная магистраль, уникальный транспортный маршрут. БАМ стал одним из крупнейших мировых инфраструктурных проектов всего XX века, жизненно необходимой для страны транспортной артерией. БАМ позволил ввести в оборот богатейшие месторождения угля, железные руды, олова, золота, меди, молибдена, нефти и газа, задействовать эту мощную сырьевую базу для работы комбинатов, заводов, фабрик, для долгосрочного развития отечественной промышленности. Президент подчеркнул, что в непроходимых болотах, в тайге, в скалах и в условиях вечной мерзлоты строители прокладывали километры стальной трассы, решали задачи запредельного уровня сложности, воплощали в жизнь принципиально новые конструктивные инженерные технические решения. «В проекте были задействованы около двух миллионов человек, и для многих из них строительство БАМа, а затем и работа на магистрали стали делом всей жизни, воплощением их мечты, труда, мужества, призванием многих поколений семьи и, безусловно, настоящим подвигом»- отметил он.
БАМ был сдан в постоянную эксплуатацию в 1989 году, а в 1984 году было уложено «Золотое» звено, на разъезде Балбухта встретились бригады путеукладчиков Александра Бондаря и Ивана Варшавского. Эти события были большим праздником. И, сегодня, особенно приятно, что в год 100-летия Ленинского комсомола с нами в проекте «Агитпоезд «Комсомольская правда» по маршруту Москва-Нерюнгри-Беркакит-Томмот-Алдан-Нижний Бестях-Якутск ездили Герои Социалистического труда, знатные первостроители А.Бондарь и И.Варшавский.
Программа вечера была содержательной, концерт сопровождался показом хроники, документов, фотографий из истории строительства БАМа. Многие в зале были взволнованы встречами друзей, товарищей, знакомых лиц и коллег. Это не забывается.
При вручении государственных наград Президентом, зал бурно аплодировал вручению Ордена «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени Ефиму Владимировичу Басину, начальнику Главного управления строительства БАМа. Якутия благодарна легендарному строителю, при нем была построен участок от Тынды до Беркакита, начало Амуро-Якутской магистрали. Благодаря этому получил мощное развитие Нерюгринский угольный бассейн. Его продукция шла на закупки автосамославов, экскаваторов, бульдозеров, другой строительной техники.
Среди почетных гостей были:
- А.Н.Дудников, заслуженный строитель РФ, почетный транспортный строитель РФ. Он трудовой путь начал в 1977 г. бригадиром по отсыпке земполотна Мехколонны-158 треста «Бамстроймеханизация». Через месяц был переведён на должность мастера, а в 1979 г. — прораба. С 1980 г. числится старшим прорабом, а в 1983 г. назначен главным инженером Мехколонны-158. В 1985 году возглавил Мехколонну-154. В качестве руководителя Мехколонн № 158 и № 154 треста «Бамстроймеханизация» трудился на объектах линии БАМ — Тында — Беркакит, объектах Южно-Якутского угольного комплекса, затем на объектах большого БАМа.
- В.В. Шимохин – заслуженный работник народного хозяйства Якутии, более двадцати лет возглавляет компанию «Железные дороги Якутии», его трудовая деятельность также связана со строительством БАМа и АЯМа. Начинал мастером, был начальником штаба Всесоюзной ударной комсомольской стройки.
Безусловно, каждый из приглашенных имел отношение и причастность к сооружению стройки века. Многие бамовцы продолжили свое дело на строительстве Амуро-Якутской магистрали и сейчас работают в компании «Железные дороги Якутии». В делегации Республики Саха (Якутия) также были комсомольские вожаки: первые секретари обкома комсомола А.К.Акимов и А.С.Федотов, второй секретарь обкома комсомола, зав.орготделом обкома КПСС Ш.Х.Гизатулин, секретарь по пропаганде и агитации Л.В.Павлова и др. В те годы проводилась огромная работа по привлечению молодежи на строительство, налаживанию деятельности комсомольских организаций по всем направлениям, трудовому воспитанию, физкультурно-спортивной работе, культурного шефства, освещению в средствах массовой информации и др.
Вечер будет памятен и для большой группы народных и заслуженных артистов России, которые приняли участие в концерте. Это был букет звезд, которых можно увидеть на сцене по отдельности. Каждый из них принимал участие в гастролях, помнят и знают, в каких условиях велось строительство.
Основные торжества по юбилею БАМа пройдут 08 июля в городе Тында. Он будет посвящен и новому проекту продолжения строительства дороги на Магадан. В июне т.г. также состоятся торжественные мероприятия в городах Якутске и Алдане.
Комментарии (0)
Написать комментарий
, чтобы написать комментарий.